Возникновение музыки рэп. Началось все в 1975 году, когда
все тот же Кул Херк на вечеринке в клубе "Hevalo" подключил микрофон и
начал во время брейка говорить с танцующей толпой. Это было вполне в духе
ямайкской традиции разговорного рэггей (который, кстати, именно к тому
моменту стал по-настоящему известен в Америке). Толпе понравилось -
ди-джеи взяли практику на вооружение. Поначалу дело не шло дальше
односложных покриков или скандирования какой-нибудь подбадривающей фразы.
Позже в монолог стали включаться коротенькие лимирики - и наконец
разгулялась нехитрая поэтическая импровизация - чаще всего по мотивам той
песни, которая крутилась на вертушке. Обычно MC начитывал публике
какое-нибудь четверостишье, а потом, чтобы собраться с мыслями,
скандировал что-то типа:
Yes Yes Y'all, Yes Yes Y'all, One
Two Y'all To The Beat Y'all!
Рэпом это тогда еще не
называлось, а называлось словом "emceeing". Хотя слово "рэп" и описываемая
им ритуальная перебранка существовали в черном фольклоре давным давно. Рэп
вообще стар как мир и в той или иной форме существует в любой традиционной
культуре. В доисламском арабском мире подобный жанр процветал на ярмарках.
Каждый бедуинский клан выставлял своего поэта-ритора, который начитывал
импровизационную ругань ярковыражено сакрального характера. Дело обычно
кончалось массовой резней. Такие же состязания, называемые "ямб", имели
место в Древней Греции на праздниках в честь Диониса и Деметры. В
древнескандинавской традиции они известны как "mannjafbr" ("тяжба мужей"),
- обязательный элемент святочных игр. В одной из эддических песен, "Песне
о Харбарде", в бранном поединке сходятся боги Один и Тор. Другая песнь -
"Lokasenna" - специально посвящена такой сваре. Там хулиганский бог Локи
на пиру богов нарушает ритуальный мир и начинает со всеми собачиться. В
староанглийском языке было специальное слово, аналогичное "рэпу", -
"yelp". В древнегерманском это "gelp", в старофранцузском - "gab". Михаил
Бахтин в своей великой книжке о Франсуа Рабле подробно описывает этот
самый "gab" на праздничных парижских площадях. "Корни собственно рэпа
теряются в африканской традиционной культуре: состязаниях на ритмичность
между детьми и праздненствах культа плодородия. Из последних, видимо,
перешли в рэп ритуальные кощунства, связанные с соитием и оплодотворением,
и другие элементы карнавального действа: иронические славословия и
проклятия.
Обрывочные сведения о подобных рэпу состязаниях среди афро-американцев
встречаются давно, но научно рэп и его формы ("dozens" и "signifying",
также называемые "talking shits") были впервые описаны в 30-е годы в
Гарлеме и Южном Бронксе. Подростки соревновались в том, чтобы как можно
четче и ритмичнее сымпровизировать по определенным строго каноническим
правилам стихотворный текст, состоящий из поочередно проговаривавшихся
трех четверостиший (отсюда "dozens" - "дюжины"). Два соперника по очереди
во все нагнетающемся ритме обменивались dozens, пока кто-то один не
сбивался либо риторическое превосходство кого-то не становилось очевидным.
Целью рэпа было как можно сильнее оскорбить противника, а еще лучше - его
мать или сестру. Зачин (первое четверостишие) был посвящен бахвальству:
прославлялись достоинства импровизатора с сильными преувеличениями. Затем
следовал столь же преувеличенный презрительный отзыв о сопернике и
удивление, как он осмелился состязаться с лучшим в мире мастером рэпа,
могучим виртуозом. Дальнейшие четверостишия - а их могло быть сколько
угодно - строились следующим образом: две строки описывали, как
стихотворец якобы обладал матерью соперника, какое при этом испытывал
отвращение, подробности ее физиологии и т.п., а две другие - события жизни
квартала, жизненные наблюдения, идеи "Black Power" и вообще все, что могло
придти в голову. Рифмовались вторая и четвертая строка. Так могло продолжаться
часами, и если победитель не выявлялся, то дело решалось дракой с участием
болельщиков."** Этнографы описывали dozens как ритуал. Психологи же
отмечали его сходство с новейшими психотерапевтическими практиками, при
которых тепапевт и пациент погружаются в транс и врач начинает по полной
программе опускать больного, снимая в нем внутренние зажимы и делая
способным к инсайту. При грамотном подходе после такого сеанса пациент
чувствует себя не униженным, а свежим и полным вдохновения. Стоит
вспомнить, что по статистике самоубийств афро-американцы находятся на
одном из последних мест в мире, - и это при повальной криминальности и
наркомании... "Signifying отличался от dozens большей свободой
импровизации: применялось синкопирование и намеренное искажение ритма, при
которых импровизатор преодолевал головокружительные по сложности пассажи,
чтобы выбраться из них и вернуться к изначальному ритму. Signifying близок
к русской скороговорке, но с очень сложной версификацией и доведенной до
виртуозности аллитерацией. Такая скороговорка насчитывает десятки строк,
причем верхом совершенства считается использование единственной рифмы и
одной аллитерации на протяжении всего текста..."** Вот эти жанры и
стали постепенно расцветать на нью-йоркских дискотеках. Традиции
фанк-концертов, на которых публика поет не меньше, чем музыканты на сцене,
обязывали би-боев перекрикиваться с ди-джеями. Это заставило всех
вспомнить про dozens. Постепенно рэперы стали вылазить к ди-джейскому
микрофону и по очереди начитывать свои вирши. Все это, разумеется,
делалось импровизацией - читать по бумажке было бы смертным грехом.
(Способности черных хлопцев к спонтанной поэзии поражают. Но надо сказать,
что наши собственные бабки и дедки умели то же самое: частушки,
исполнявшиеся на деревенских "беседах" тоже были чистой импровизацией -
никто их заранее не писал. Вообще, частушки, певшиеся по очереди, как
вопрос-ответ, удивительно похожи на рэперскую перебранку, а "беседа" мало
чем отличалась от гарлемских пати.) Конечно, каждый рэпер втихаря готовил
"домашние задания" - выдумывал рифмы и темы для следующего пати; Mele Mel,
один из первых чтецов, признавался, что просиживал за этим занятием по
полдня. Но зато и отдача была фантастическая: ранние рэперы проводили у
микрофона не час и не два, а всю ночь - нонстопом... И всю ночь нужно было
читать так, чтобы держать публику в напряжении и "качать" танцпол. "We
born to rock the world!" - пел потом этот самый Mele Mel и в общем не
заливал.